1639234813_49-papik-pro-p-zdorove-klipart-50.jpg

"НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЗОЖ"

Образ жизни — одна из важнейших биосоциальных категорий, дающая представление о жизнедеятельности человека. Образ жизни — это «лицо» человека и в то же время один их критериев общественного прогресса. При анализе образа жизни обычно рассматриваются его составные части (виды деятельности): профессиональная, общественная, социально культурная, бытовая и др. В качестве основных видов выделяют социальную, трудовую и физическую активность. Иными словами, главным в об разе жизни человека является то, как он живет (или социальная группа), каковы основные способы и формы его жизнедеятельности, ее направлен направленность. При этом следует иметь в виду, что каждая из социальных групп имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, установки, эталоны поведения и т. п. Образ жизни, будучи обусловлен в значительной степени социально-экономическими условиями, находится в зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей его психики, со стояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей конкретного человека (категория в боль шей степени экономическая). Качество жизни характеризует самоощущение человека в обществе (преимущественно социальная категория). Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, соответствующий психологии и психофизиологии личности (социально-психологическая категория). Отсюда поведение у людей разное, и зависит оно в значительной степени от воспитания. Концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья человека является понятие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях; выражает определенную ориентированность деятельности личности на укрепление и улучшение собственного здоровья и здоровья окружающих. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности имеет сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств и прежде всего тем, что: 1) государство на сегодняшний день в недостаточной степени воздействует на мотивацию человека вести здоровый образ жизни; 2) отношение общества к здоровью — один из показателей его развития, и то, что в нашем обществе здоровье не стоит на первом месте в иерархии потребностей человека, является следствием его низкой культуры. Здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидами своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. При этом иметь следует в виду, что для здорового образа жизни недостаточно сосредоточивать усилия лишь на преодолении факторов риска — возникновения различных заболеваний, на борьбе с алкоголизмом, курением, наркоманией, гиподинамией, нерациональным питанием, конфликтными отношениями. Важно поддерживать все то, что «работает» на формирование здорового образа жизни. Научную основу здорового образа жизни составляют основные положения валеологии. Согласно им, образ жизни — это выбор самого человека, касающийся пути и способа того, как ему жить. Этот выбор в значительной степени зависит от конституциональных характеристик индивида. Основной закон валеологии, представляющий собой результат многовекового опыта врачей, педагогов, психологов, гласит: образ жизни человека должен соответствовать его конституции. Как известно, конституция человека — это генетический потенциал организма, продукт наследственности и среды, в которой реализуется наследственный потенциал. Именно конституция человека определяет основные законы его индивидуальной жизни. Конституция всегда индивидуальна, поэтому сколько людей, столько и вариантов образа жизни. Конституция человека включает в себя следующие составные части:  Рефлексивная конституция — генетическая память (наследственность), эпигенетическая память (эмбриональный путь развития), иммунная память (память о перенесенных заболеваниях), нейронная память (память, фиксируемая нейронами).  Генотипическая конституция — «наследственный паспорт» (геномная характеристика, хромосомная система человека), определяющий регенерационные способности нашей морфологии.  Фенотипическая конституция — понятие, связанное с наследственной структурой костно-мышечного и жирового габитуса человека. Под габитусом подразумевается внешний вид человека — особенности телосложения, осанки, цвета кожи, выражения лица и т. д., — по которому можно судить о состоянии его здоровья, в том числе об имеющихся заболеваниях или о предрасположенности к ним.  Иммунная конституция — система глобулиновой защиты, в основе которой лежит механизм антиген-антительных связей, определяющих характер и интенсивность иммунологических реакций.  Нейронная конституция — состояние неврологической реактивности, определяющее базисные основы обучения, приобретения знаний; это базисная основа эмоций и волевых процессов, определяющих наше здоровье и нашу неврологическую симптоматику.  Психологическая конституция определяет психологический тип личности, ее характер и темперамент.  Лимфогематологическая конституция отвечает за особенности лимфотока и группу крови; эти особенности имеют геномный, конституциональный характер и определяют интенсивность метаболизма и энергетики организма.  Гормонально-половая конституция характеризует существенный момент во всех поведенческих реакциях человека. Половое поведение определяется взаимодействием определенных мозговых структур с половыми гормонами (андрогенами при мужском половом поведении и эстрогенами при женском половом поведении).  Энерго-акупунктурная конституция — это специфика системы так называемых энергоканальных связей в организме. Системное представление о конституции человека дает интегральную характеристику, лежащую в основе всех валеологических представлений. Здоровый образ жизни — это жизнь по законам своей конституции. Потеря здоровья представляет собой своеобразную расплату за жизнь вопреки своей конституции. Совершенно очевидно, что реализация принципов здорового образа жизни сопряжена с социально-экономическими и поведенческими особенностями жизни индивида. К основным принципам здорового образа жизни относятся:  социальный принцип: образ жизни должен сочетать в себе эстетическое, нравственное и волевое начало;  биологический принцип: образ жизни должен соответствовать возрасту, способствовать поддержанию энергообеспеченности и ритма функционирования организма, укреплению сил; здоровый образ жизни не приемлет излишеств. Главные тенденции здорового образа жизни:  стремление к физическому совершенству;  достижение душевной, психической гармонии в жизни;  обеспечение полноценного питания;  исключение саморазрушающих наклонностей (курение, алкоголизм, наркомания и т. д.);  соблюдение правил личной гигиены;  закаливание организма, его очищение и т. д. Главные законы здорового образа жизни весьма просты. 1. Постепенность. Это первый общий закон, относящийся к любым тренировкам организма: к развитию мускулатуры и выносливости, воспитанию прямой осанки и закаливанию, усвоению учебного материала и овладению ремеслом. Пренебрежение этим законом грозит срывами, стрессами и другими печальными последствиями. 2. Систематичность. В старину силачи тренировались своеобразным способом. Они начинали с того, что поднимали и несли новорожденного бычка. Бычок рос, вес его увеличивался; постепенно, день за днем, увеличивалась и нагрузка атлета. 3. Ритмичность. Этот закон является важнейшей особенностью функционирования всех живых организмов. Ученые установили, что более сорока различных процессов в организме человека подчинено суточным ритмам. Общим правилом является работа в дневное время, а отдых — ночью. Любая работ» через определенные промежутки времени (45 минут) должна прерываться отдыхом (10–15 минут). Для переваривания пищи требуется примерно 3 часа. Поэтому рекомендуется есть через каждые 3–4 часа, лучше всего 4 раза в день. 4. Индивидуальность. Этот закон здоровья заключается в том, что, добиваясь поставленной цели, нужно одновременно соблюдать постепенность, систематичность и ритмичность, учитывая при этом свои индивидуальные особенности и общие биологические закономерности. Для студента важно не только сказать «нет» наркотикам, алкоголю и табаку, но и выработать умения и навыки здорового образа жизни даже при отсутствии постоянного надзора со стороны бабушки и мамы. Плохо организованный труд на любом рабочем месте может принести только вред физическому или психическому здоровью человека. В студенческие годы важно продумать и разумно спланировать свою учебную деятельность и отдых, это позволит многое успеть, сохранив при этом бодрость и активность.